"Гаряча лінія" Задай питання юристу! Президент і Рада директорів Преса про Асоціацію Каталог корисних інтернет-сайтів

Каталог
Мапа сайту
Фотогалерея
Головна сторінка

Ukrainian Association of Press Publishers • Украинская Ассоциация Издателей Периодической Печати

У А В П П

About Us
Про Асоціацію
Приєднуйтесь!
Новини
Навчання
Професійний конкурс преси
Тендери УАВПП

Для членів УАВПП

Документи Асоціації
Юридичний сервіс
Інформаційний сервіс

 
На сайті В Інтернеті

Новини WAN

«Моя речь была такой, какой я ее написал»

09.06.2006

Речь президента Всемирной газетной ассоциации (WAN) Гэвина О’Рэйли в Кремле всколыхнула журналистское сообщество.

   «Моя речь была такой, какой я ее написал»
Кто-то порадовался тому, что наконец-то – пусть даже из уст иностранца – прозвучала оценка истинного положения дел на российском медиарынке, а кто-то даже предположил, что господин О’Рэйли собирался выступить гораздо жестче, но его речь подверглась цензуре со стороны администрации президента. В интервью «Газете.Ru» Гэвин О’Рэйли опроверг эти слухи и порассуждал о главных проблемах отечественной и мировой прессы.

– Господин О’Рэйли, ваша речь на церемонии открытия конгресса произвела очень сильное впечатление на российское медиасообщество.

– Да, российских коллег, как выяснилось, очень вдохновила моя речь. Я ведь знаю немало о России, но все-таки не так много, как мне бы хотелось. Поэтому я доволен, что моя речь так взбодрила российских коллег.

– В нашей прессе появились сообщения, что вам пришлось вычеркнуть самые жесткие моменты речи по просьбе администрации президента РФ?
– Знаете, это было бы смешно: я езжу по миру, провожу семинары по свободе слова, стараюсь защитить права журналистов в разных странах – и при этом меня кто-то заставляет менять мою речь!

Моя речь была такой, какой я ее написал. Я не говорил ни с кем из кремлевской администрации о ней. Я все сказал прямым текстом, ничего не пытался завуалировать. Совершенно не понимаю, откуда взялась эта детективная история о том, что я собирался комментировать будущую встречу «большой восьмерки», и то, что Россия будет председательствовать на ней. Мне в голову не приходило об этом говорить, потому что это не входит в повестку дня WAN. Да и вообще это не имело никакого отношения к тому, что я вчера говорил.

– Вы говорили, что в России нет свободы слова. Но главный критерий выбора страны проведения конгресса – это именно наличие свободной прессы в этой стране. Почему же конгресс приехал в Москву?

– Мы обычно принимаем решение о том, в какой город поедет конгресс, за полтора-два года до его проведения. И мы надеялись, что ситуация хоть немного улучшится за это время. Я не могу сказать, что она значительно ухудшилась, но и не улучшилась, к сожалению. С другой стороны, ваша власть стала гораздо более открытой. В конце концов, вчера мы выступали в Кремле, я подверг политику президента Путина в отношение свободы слова серьезной критике, и он это принял. Он не согласился с нашей позицией, но то, что международная журналистская организация собирается, чтобы подвергнуть критике политику вашего государства в Кремле, это уже большой шаг. Хотя, конечно, его недостаточно и впереди еще большой путь. И мы рады, что все-таки приехали в Москву. Вчера мы встречались с вашим президентом, сегодня – с его помощником господином Медведевым (вице-премьер правительства Дмитрий Медведев. – «Газета.Ru»), ваше правительство оказалось открыто для общения с иностранными журналистами. Так что наш приезд в Россию очень продуктивен.

– Как вы думаете, на состояние российской прессы гостеприимство наших властей повлияет?

– Думаю, да. Мы здесь уже не первый день говорим о том, что в России проблемы со свободой слова. Мы – международная организация, мы не можем влиять со стороны на вашу внутреннюю ситуацию. Именно поэтому я обратился к господину Путину, чтобы он взял ситуацию в свои руки. Может быть, конечно, кардинальных изменений в ближайшее время и не произойдет. Но вот в чем я совершенно уверен, так это в том, что хуже российской прессе от этого конгресса не будет. Президент Путин не произвел на меня впечатления человека, который собирается делать шаги назад – от свободы слова к тому, что происходило в вашей стране раньше.
Другое дело, что вперед он двигаться тоже не спешит.

Вчера в своей речи он пытался объяснить нам вот что: мне симпатична ваша позиция, но Россия – совсем другая и нуждается в других формах.

При этом вы должны понимать, что мы здесь собрались вовсе не для того, чтобы критиковать Россию. На земле полно стран, в которых ситуация намного более критическая, чем у вас. И только на церемонии открытия мы говорили исключительно об этой проблеме. Все остальные мероприятия конгресса посвящены темам, с которыми сталкивается пресса во всем мире.

– Судя по заголовкам дискуссий, одна из самых больших угроз для газет сегодня – это новые носители информации.

– Я не думаю, что эту проблему нужно рассматривать так: или-или. Или газеты, или интернет. Посмотрите на новое поколение потребителей информации: все пользуются Ipod-ами, мобильными телефонами и прочим. Во всем мире люди слушают такую музыку, которую им хочется, и используют для этого те носители, которые им кажутся удобнее. Газетчики всегда старались предложить читателям именно свой вариант преподнесения информации. Я думаю, этому нужно положить конец. Людям и так нравится читать газеты и журналы, необязательно на них для этого давить. Поэтому интернет и газеты вполне могут сосуществовать, дополняя друг друга. И я не вижу серьезной угрозы для газет в этой ситуации.
Когда-то газеты были единственным источником информации, потом появилось радио, потом телевидение, теперь вот интернет. А газеты по-прежнему существуют.

– Еще одна серьезная проблема, о которой все время вспоминают на конгрессе, – датские карикатуры на пророка Мухаммеда.

– Датские журналисты, мне кажется, очень серьезно осознали свою ответственность за события, причиной которых стала эта публикация. Но в ходе обсуждения, мне кажется, мы забываем один очень важный момент. В Дании той осенью публиковалась целая серия карикатур на религиозную тему. Ислам был лишь одной из религий, которых это коснулось. За неделю до публикации карикатуры на Мухаммеда в той же газете была опубликована карикатура на христианство, чуть позже проехались по буддистам. Картинки эти появились в датских газетах в сентябре, а в ноябре мы проводили заседания WAN. Тогда звучали отдельные возмущенные голоса, но ничего не происходило. Только в январе разгорелся пожар. Я допускаю, что эти карикатуры могли кого-то обидеть, но жгли посольства, церкви, убивали и избивали людей. Это не делает чести исламу. Это лишь подхлестнуло антиисламские настроения, подпитало стереотипы и предубеждения против мусульман.

Датчане опубликовали эти карикатуры, потому что знали, что для их рынка это приемлемо. Моя семья владеет несколькими газетами по всему миру, но мы не опубликовали эти карикатуры. В Южной Африке мы этого не стали делать, потому что там очень большая часть населения – мусульмане, и это бы их очень обидело.
Конечно, журналист обязан освещать события, но обижать людей он не имеет права.

Иметь право опубликовать что-то – это одно. Но есть и другая сторона медали – правильно ли публиковать тот или иной материал. Я всегда буду настаивать на нашем праве свободно публиковать то, что мы считаем нужным. Но при этом я бы очень хотел, чтобы редакторы и руководители изданий внимательно изучали свою аудиторию. Важно знать, даст ли публикация читателю более масштабное представление о какой-то ситуации или просто разожжет пожар.

– Буквально полгода назад Россия запустила телеканал Russia Today для создания хорошего имиджа России за рубежом. Как вы думаете, в этом есть смысл?

– Я не видел этот телеканал, только слышал о нем. В каждой стране есть, скажем так, отдел маркетинга – пропагандистская машина, которая работает на имидж страны за рубежом. Ничего особенного в этом нет. Мне кажется, что России действительно нужно более внимательно относиться к своему имиджу за рубежом. По-прежнему бытуют стереотипы в восприятии вашей страны – люди не понимают, насколько эта страна изменилась. Я вижу грандиозные перемены, но в мире огромное количество людей, которые считают, что в России все по-прежнему остаются коммунистами (пусть даже втайне), при этом они пьют много водки и прочее. Не знаю, насколько с этой проблемой может справиться канал, о котором вы говорите, но я готов аплодировать попыткам российского правительства развивать туризм, открывать страну для иностранцев. Плохо только, если Russia Today дает нечестную картинку происходящего в России.

– Конгресс впервые проходит в Восточной Европе, в Москве. Как думаете, мы сможем убедить коллег в том, что наш медиарынок привлекателен для инвестиций?

– Думаю, да. Ваш рынок очень стремительно развивается – на уровне с Китаем, Индией, Бразилией и даже некоторыми странами Западной Европы. Главное, чтобы наши коллеги знали, что в вашей стране не закрываются газеты по политической воле руководства, что они вкладывают деньги, с которых получат прибыль. Важно, чтобы ваша власть поняла: приток иностранного капитала может быть лишь в том случае, если бизнесмены будут уверены в надежности вложений. И, надо сказать, мой нынешний приезд внушает мне серьезные надежды. Мы много встречаемся с вашими политиками. Важно не то, что они говорят даже, а то, как они себя ведут, жестикулируют, так сказать, язык тела. Они гораздо менее скованны, они чувствуют себя свободнее. Даже слушая мою неприятную речь вчера, президент Путин очень мило улыбался, хотя он мог решить, что я нападаю на него, пытаюсь обидеть или прочесть ему нотацию. Но он держался очень спокойно. Надо сказать, после церемонии открытия ко мне подходили ваши издатели и говорили, что я не должен был всего этого высказывать главе России. Но были и другие – они благодарили меня, но отмечали, что я упустил тот или иной момент. В общем, самое главное – дать толчок дискуссии. Я надеюсь, у нас это получилось.


Автор: Текст: Алина Тагер Фото: wan-press.org
Источник: Газета.Ru

Версія для друку

Галузь преси

Новини
Анонси галузевих заходів
Медіа-законодавство
Медіа-аналітика
Медіа-спец
Дослідження
Регіональна преса 2005
Довідник видавця
Каталог корисних сайтів

© 2004-2024 УАВПП

Українська Асоціація Видавців Періодичної Преси:
(044) 289-99-90
info@uapp.org


УАВППГалузь пресиНовиниНовини WAN«Моя речь была такой, какой я ее написал»
  Rambler's Top100 SEO-каталог