Електронний бюлетень

Української Асоціації Видавців Періодичної Преси
“Новини друкованих ЗМІ України”

№ 46 (142) від 29 листопада 2005 року 

За підтримки програми IREX U-media
Зміст

Медіа-оперативка     1
Медіа-довідник         11                                                                                         

Медіа-оперативка 

1. Новини ринку преси України
Шеф-редактор "Високого замку" залишає журналістику заради політики

Голова виборчого штабу "Батьківщина" у Львівській області Степан Курпіль на своїй першій прес-конференції заявив, що до початку передвиборчої кампанії складе обов'язки шеф-редактора газети "Високий замок". 
Окрім цього, він також підкреслив, що передає свої права як голови Львівської обласної організації Національної спілки журналістів України своєму заступникові, аби уникнути звинувачень у використанні медіа-ресурсів. 
Адже відколи Степана Курпіля призначили керівником виборчого штабу Юлі Тимошенко, Львовом ширилися чутки про очікувану зміну редакційної політики одного із найтиражніших видань області - газети "Високий замок". 
Дещо раніше Степан Курпіль декларував, що "ЗМІ повині служити людям, а не владі, а якщо влада служить людям, то наші інтереси збігаються". 
Нагадаємо, у листопаді цього року Степан Курпіль написав заяву про вихід із НСНУ та вступ до "Батьківщини". А вже 3 листопада шеф-редактор газети „Високий Замок” очолив виборчий штаб Блоку Юлії Тимошенко у Львівській області. 
Тоді частина політиків головною мотивацією до такого кроку шеф-редактора "Високого замку" називала те, що Юлія Тимошенко запропонувала йому потрапити до прохідної частини списку БЮТ у Верховну Раду. Мовляв, він поміняв партійність на депутатський мандат. 
Ольга Гера для ІМІ, Львів 

Волинь відвідав головний редактор газети «Dziennik Wschodni»

24-25 листопада на Волині побували головний редактор польської газети «Dziennik Wschodni» Анджей Мельцарек та журналіст цього видання Кшиштоф Вєяк. Вони зустрілися з представниками влади та місцевими журналістами, – повідомили 26 листопада Західну інформаційну корпорацію у Центрі європейської інформації в Луцьку.

Інформування місцевих прикордонних громад про життя сусідів повинно бути взаємним і носити системний характер. Найважливіша роль у цьому належить друкованим ЗМІ. Ця тема обговорювалась під час візиту до Луцька Анджея Мельцарека, Кшиштофа Вєяка та президента фундації «Молода Демократія» із Любліна Павла Боболовіча.

Польські гості провели зустріч із заступником голови ОДА Володимиром Карпуком, Генеральним Консулом Генконсульства РП у Луцьку Войцехом Галонзкою, а також із колегами – головними редакторами газети «Волинь» Степаном Сачуком та «Волинської газети» Володимиром Данилюком.

У діловому обміні думками взяли участь радник голови ОДА з питань міжнародного співробітництва, директор Центру громадських молодіжних організацій Волині «Наша справа» Владислав Стемковський та директор Центру муніципальних реформ «Луцьк-1432» Анатолій Пархом’юк.

Західна інформаційна корпорація

2. Влада і ЗМІ
У Фастові міліціонери виштовхали з потяга і побили луцького журналіста, який повертався з Майдану

Прикрий інцидент стався 22 листопада у Фастові. Місцеві міліціонери виштовхали з потяга, закували в наручники, запроторили до спецприймальника та побили журналіста газети «Луцький замок» Святослава Лесюка. Працівник видання того вечора повертався зі службового відрядження з Києва, де побував на Майдані. Про це повідомив власний кореспондент Західної інформаційної корпорації.

24 листопада редактор відділу новин газети Луцької міської ради «Луцький замок» Святослав Лесюк повернувся до Луцька з синцями на тілі та слідами від наручників, і відразу ж звернувся за допомогою до колег.

Він розповів, що 22 листопада перебував у службовому відрядженні в Києві, де відбувалася ініційована Інститутом масової інформації міжнародна конференція «Трансформація українських медіа: від пострадянського суспільства до Європи». Після конференції він відвідав Майдан, де зробив кілька знімків зі святкування першої річниці Помаранчевої революції.

Оскільки квиток на зворотну дорогу журналіст купив ще в Луцьку, о 20.37 він сів у потяг сполученням «Київ-Ковель. У купе посперечався із жінкою, яка не поділяла його поглядів на Майдан. Жінка поскаржилася провідниці, що не бажає їхати з ним в одному купе і попросила викликати міліцію.

Згодом, зі слів луцького журналіста, конфлікт вщух, він мирно сів пити каву, яку замовив у провідниці. Однак на станції «Фастів» у його купе ввірвався наряд міліціонерів, які, нічого не пояснюючи, скрутили його, виштовхали з потяга разом із речами, одягли в наручники і доставили у спецприймальник, де він пробув усю ніч і мусив ночувати в наручниках.

Міліціонерів не спинило навіть те, що затриманий представлявся журналістом, який перебуває при виконанні службових обов’язків. Більше того, Святослав Лесюк стверджує: коли міліціонери дізналися, що він з числа «помаранчевих», вони повалили його на підлогу і стали бити руками та ногами. З цього приводу він уже звернувся в судмедекспертизу для зняття побоїв.

На ранок, стверджує потерпілий, з ним уже поводилися дуже люб’язно, намагалися залагодити ситуацію і просили підписати протокол, що до міліціонерів він претензій не має. Підписувати будь-які документи журналіст відмовився, оскільки виявив, що з речей, які йому повернули, зник гаманець, у якому було близько 260 гривень.

У адміністративному суді йому висунули звинувачення в порушення громадського порядку, скоєного нібито в стані алкогольного сп’яніння, хоча спиртного ні на Майдані, ні в поїзді він не вживав. Водночас, за його словами, міліціонери навіть не намагалися викликати лікаря, який міг би спростувати або підтвердити написане в протоколі.

Оскільки в суді реальних доказів його вини не виявилося, а письмові пояснення свідків, за твердженням Святослава Лесюка, були «липові», суддя не наважився його оштрафувати, а прийняв постанову, якою виніс попередження.

Журналіст «Луцького замку» заявив, що подасть на такі дії міліціонерів скаргу до суду, а також вимагатиме від міністра МВС Юрія Луценка проведення за цим фактом службового розслідування. Він звертається до колег-журналістів за підтримкою, оскільки, з його слів, «на моєму місці міг опинитися кожен».

Західна інформаційна корпорація

Кіровоградські журналісти голодуванням добилися від влади виконання своїх вимог
Колектив газети Кіровоградської облдержадміністрації «Народне слово» завдяки акції протесту добився від місцевої влади виконання усіх своїх вимог.
Про це ІМІ повідомив заступник головного редактора газети Володимир Бабич.

Як повідомлялось раніше, 31 жовтня 2005 року 12 журналістів газети «Народне слово», протестуючи проти припинення фінансування і реорганізації видання розпочали голодування.

Журналісти припинили голодування 5 листопада, на наступний день після того, як на сесій облради депутати ухвалили рішення про продовження фінансової підтримки газети «Народне слово».

За словами Володимира Бабича, нині місцева влада виконала усі три вимоги журналістів.

По-перше, газеті було перераховано 50 тисяч гривень зі 150 тисяч, які місцева влада заборгувала їй за висвітлення своєї діяльності (ще 100 тисяч передбачені у місцевому бюджеті).

По-друге, облдержадміністрація відмовилася від наміру реорганізувати газету у виданивничий медіа-центр, що, на переконання журналістів, стало б фактично знищенням редакції.

По-третє, Кіровоградська облдержадміністрація погодилася вийти з числа засновників газети «Народне слово». Володимир Бабич зазнаичв, що поки цього не зроблено, але «це питання часу».

Крім того, за його словами, після акції протесту журналістів газети «значно покращилось ставлення до них з боку місцевої влади». Володимир Бабич зазначив, що місцева влада «не тисне на них і займає нейтральну позицію».

Однак при цьому заступник галовнорго редактора зазначив, що голодування не є кращим шляхом відстоювання своїх прав та залагодження конфлікту.

На його думку, найкращим виходом було би керівництву газети та місцевій владі провести констурктивну розмову.

Володимир Бабич зауважив, що протягом акції протесту журналістів «Народного слова» губернатор Кіровоградської області жодного разу с з ними не зустрівся.

IMI
3. Суд і ЗМІ
Головний редактор має виплатити 2500 гривень за цькування журналістки
2500 гривень компенсації моральної шкоди має заплатити головний редактор газети залізничників "Магістраль" Степан Романюк на користь журналіста того ж видання Вікторії Алексєєвій. Таке рішення 30 вересня 2005 р. ухвалив Червонозаводський районний суд м. Харкова, поставивши крапку в багатомісячному конфлікті головного редактора з журналісткою.

Як стверджують журналісти видання, півтора роки тому до колективу газети залізничників України «Магістраль» колишні керівники Міністерства транспорту України призначили нового головного редактора Степана Романюка, який до того протягом майже шести місяців опікувався справами маркетингу у відділі реклами. Новий керівник мав на меті перетворення корпоративного видання у громадсько-політичну газету.

«Тим, хто не погоджувався із сумнівними реформами Степана Романюка, і під час творчих нарад сміливо висловлював власні думки про неприйнятність зазначених дій, створювалися нестерпні умови для нормальної роботи», - заявляють журналісти.

Як йдеться у рішенні суду, пояснення позивачки свідчать про грубі порушення відповідачем трудового законодавства, а також заподіяння їй моральних страждань.

«Позивачка відчувала нервову напругу, їй необхідно було виправдуватися за дії, які вона не робила, її хворобливий стан погіршувався, і результатом таких моральних страждань є оформлення інвалідності ІІІ групи (довідка Комінтернівського МСЭК м. Харкова, серія МСЕ № 059347)», - наголошує суд.

Суд визнав, що поведінка Степана Романюка свідчить про його упередженість і несправедливе відношення до позивачки (Алексєєвої), навмисні дії на звільнення позивачки. «Відповідач навмисне, облудним шляхом, обвинуватив позивачку в прогулі, чим принизив її людську гідність в очах членів колективу, членів родини», - наголошується в рішенні суду.

"Новий керівник редакції газети "Магістраль" - в.о. головного редактора П. Й. Москаленко,― йдеться в судновому документі, ― своїм наказом № 174 від 21.07.2005 р. скасував накази, що заперечуються позивачкою - № 37 від 10.03.2005 р. і № 55 від 25.04.2005 р., такі, що не відповідають чинному законодавству. Відповідно до вимог ст. ст. 148, 149 Кзот України суд визнає, що накази № 37 від 10.03.2005 р. і № 55 від 25.04.2005 р. видані з порушенням закону і скасовані новим керівником правомірно".

Трудовий колектив редакції газети "Магістраль" на зборах 22 листопада 2005 року висловив недовіру головному редактору "Магістралі" Степану Романюку.

ІМІ
4. Парламентські вибори 2006
Давидович відмовився дружити з журналістами на виборах 
Голова ЦВК Ярослав Давидович відмовився підписувати угоду про принципи взаємодії ЗМІ з суб'єктами виборчого процесу під час виборів-2006, повідомляє "Українська правда".

"Розумієте, ЦВК така державна інституція яка має закон і працює на підставі закону, а не працює на підставі всіляких зобов'язань, угод, меморандумі в і тому подібне", - сказав Давидович, повідомляє 5 канал.

Угода передбачала вироблення спільних принципів взаємодії ЦВК, Нацради з питань телебачення і радіомовлення та засобів масової інформації під час передвиборної кампанії.

УП
5. Нові технології
Мердок признал рост Интернета угрозой для газет

Медиа-магнат Руперт Мердок (Rupert Murdoch) полагает, что с ростом Интернета печатные издания ожидает мрачное будущее. По его словам, это связано со сменой поколений, и подобная тенденция наблюдается в последние 15-20 лет, сообщает британское издание Guardian. 
Одной из причин снижения рентабельности печатных изданий Мердок называет сокращения доходов от рубричной рекламы. В интервью профессиональному изданию Press Gazette, он отмечает, что, по его мнению, люди моложе 30 лет вообще не читают подобную рекламу в газетах, предпочитая совершать сделки через Интернет. 
Когда-то Мердок называл прибыль от рубричной рекламы "золотой рекой", но теперь он признает, что "реки иногда пересыхают". При этом медиа-магнат отрицает, что он скупает Интернет-компании из-за падения доходов от рекламы в оффлайновом медиа-секторе. По его словам, Интернет-бизнес является тщательно продуманной стратегией. 
В этом году News Corporation, принадлежащая Мердоку, потратила миллиард долларов на приобретение Интернет-компаний. В июле была куплена компания Intermix, которая владеет популярным порталом myspace.com. Fox Media Interactive - дочерняя компания News Corporation - приобрела издателя спортивных журналов и владельца онлайн-проектов Scout Media, а также компанию IGN Entertainment, специализирующуюся на компьютерных играх. 
Кроме того, британский спутниковый канал BSkyB, крупнейшим акционером которого является News Corporation, заплатил 221 миллион фунтов стерлингов за компанию Easynet, предоставляющую услуги широкополосного доступа в Интернет. 

 Lenta.ru
Американская интернет-реклама приносит 1 млрд долл. в месяц
В третьем кв. 2005 г. американский рынок онлайновой рекламы поставил новый рекорд: 3,1 млрд долл., то есть более 1 млрд долл. в месяц. Что самое удивительное, отрасль демонстрирует ускорение темпов роста.
Согласно свежей статистике Interactive Advertising Bureau (IAB) и PricewaterhouseCoopers, в III кв. 2005 г. был зарегистрирован прирост на 34% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Это выше, чем показатель годового прироста за I пол. 2005 г., где было 26%. Мощный приток рекламных бюджетов в интернет обусловлен тем, что современные американцы 14% своего "медийного времени" проводят именно в Сети. Согласно прогнозу IAB, при нынешних темпах роста американский рынок интернет-рекламы по итогам текущего года составит 12 млрд долл., что существенно больше прошлогодних 9,6 млрд долл. Эксперты IAB также подчеркивают, что их исследование касается только США, но в других регионах мира наблюдаются аналогичные тенденции. В Европе, Японии, Китае и России — везде рынок интернет-рекламы бьет все рекорды и развивается очень бурными темпами.
Вебпланета

Газетчики учатся не бояться интернета
Редакторы и прочий персонал газет из 60 стран мира собрались в Афинах, чтобы изучить возможности использования интернета на благо родных изданий. Программа максимум — вернуть читателей, уходящих в онлайн.
Как передает AFP, ежедневные бумажные газеты с каждым днем чувствуют, что конкуренция со стороны онлайновых СМИ усиливается. Однако, многие считают, что хоть ситуация изменяется, ничто не мешает газетам измениться вслед за ней. 
Интернет — это не только медиа, куда перемещается информация и читатели. Интернет — это, при грамотном использовании, инструмент, при помощи которого можно привлекать новых читателей, увеличивая аудиторию издания. 
На съезде в Афинах представители газет делились своим опытом покорения интернета. Так, одна из газет выкладывает свои статьи в интернет, снабжая их гиперссылками. Другая газета наняла на работу молодых журналистов, задача которых писать тексты, ориентированные на молодежную аудиторию. Тексты публикуются сразу в онлайне в формате блога. 
Другая идея состоит в том, чтобы оживлять сайт историями, присланными читателями. Редкая газета может позволить себе штат авторов более 50 человек. Интернет же дает возможность совершенно бесплатно иметь хоть 50 000 авторов. Главное — грамотно фильтровать присылаемый материал. 
Уходят читатели — уходят и рекламодатели. Эту истину понимают все без исключения. Таким образом, борьба с онлайном — это борьба за рекламные деньги, борьба за выживание. 
Причем, как было отмечено на съезде, опасность исходит не только от интернета, но и от кабельного телевидения. И в том, и в другом случае рекламная площадка может четко сказать рекламодателю, сколько человек в данный момент смотрят его рекламу. Бумажная газета это сделать не в состоянии, тираж — лишь приблизительная цифра. 
Газеты также осознают, что возраст человека, свободно распоряжающегося деньгами, постоянно снижается. Необходимо ориентироваться в том числе и на молодежь, чтобы не потерять существенную часть аудитории, которая весьма интересна рекламодателю. А молодежь, как известно, — самый активный пользователь интернета.
Вебпланета
6. Новини медіа-об’єднань

Донецкие журналисты учредили премию имени Александрова

Состоялся очередной пленум Донецкого областного Союза журналистов НСЖУ, участники которого рассмотрели состояние свободы слова в Донецкой области, сообщает газета "Приазовский рабочий".

"Так совпало, что Верховная Рада приняла изменения в некоторые законодательные акты относительно содействия реализации в Украине избирательных прав граждан, обеспечения свободы политических дебатов, непредвзятого отношения СМИ к кандидатам в депутаты, партиям, участвующим в избирательном процессе. Таким образом, законодательная удавка, наброшенная на шею журналистов, снята, есть четкие определения понятия предвыборной агитации и политической рекламы, предусмотрено, что за допущенные СМИ нарушения временно приостановить их деятельность может только суд, а журналистам теперь разрешены комментарии. Значит, перед медиа открываются более широкие возможности для освещения избирательной кампании", - , - отметил в своем докладе председатель Союза, секретарь НСЖУ, главный редактор региональной газеты "Донбасс" Александр Бриж. 

Участники пленума отметили, что вопрос о свободе слова по-прежнему остро стоит в Донбассе. Об этом свидетельствует явно предвзятое отношение судов и правоохранительных органов к публикациям в газетах, телерадиопередачам. 

Пример тому - решение Петровского районного суда Донецка по иску шестерых судей Донецкого апелляционного хозяйственного суда к журналисту Анатолию Еременко. 

Судьи, чьи фамилии даже не были названы в его журналистском расследовании, узнали себя среди героев этой публикации и, оскорбившись, потребовали компенсации якобы нанесенного им материального и морального ущерба. Петровский районный суд Донецка частично удовлетворил их требования. 

Журналисты и юристы, принявшие участие в пленуме, единодушно решили в связи с "делом Еременко" направить обращение к Президенту Украины, спикеру Верховной Рады, председателю Верховного суда и Генеральному прокурору Украины с требованием принять срочные меры в защиту свободы слова. 

Пленум также учредил журналистскую премию имени славянского тележурналиста Игоря Александрова, убитого за свои разоблачительные телепередачи. 

НОВОСТИ.dn.ua
7. Новини медіа-ринку Росії

В Петербурге вышел в свет новый журнал о стиле жизни «FIRST» 

В стройные ряды бесплатных полноцветных глянцевых изданий Санкт-Петербурга вступил новый журнал "FIRST" - первый петербургский журнал о стиле жизни, творчества и быта". 

Формат издания - А4, объем - от 100 страниц. Распространяется бесплатно в элитных торговых домах, бутиках, ресторанах, ночных клубах, престижных салонах красоты, банках, автосалонах и т.д. Выходит 4 раза в год. 
Марина Скульская, главный редактор журнала "FIRST": 
- Мы будем специализироваться на очень широкой аудитории. Журнал должен быть интересен и "прогрессивной молодежи", и людям более зрелого возраста - всем творческим людям. Наша аудитория - это те, кому интересно посмотреть на происходящее вокруг с разных сторон.
В последнее время стало популярным создавать так называемый "журнал в журнале". "FIRST" не миновал этой модной тенденции. Под его обложкой спрятался отдельный журнал, каждый номер которого посвящен какому-либо модному событию или дизайнеру. Это совершенно самостоятельное издание. Проявляется эта самостоятельность как в отдельном названии, обложке, верстке, так и в стиле подачи материалов.

ГИПП

"Подписка о невыезде" для настоящего "Коммерсанта"


В ноябре месяце москвичи стали получать письма "государственного" образца с уведомлением "Подписка о невыезде". Именно так было объявлено о начале подписной кампании на 2006 год на газету "Коммерсантъ", журналы "Власть", "Деньги" и "Автопилот".
"Подписка о невыезде" - мера применяемая к человеку, подозреваемому в совершении чего-то противоправного.
"Подписка о невыезде" - подписка на издания ради которой не нужно никуда выезжать.
В наш век ("эры полицейского государства" - читай между строк) получив письма подобного рода, ни один человек не может отнестись к нему спокойно и откроет конверт с замиранием сердца. А внутри он найдет письмо, где четко указано, что "Вы не имеете право перемещаться по городу в поисках пункта приема подписки, тратить время и нервы на поиск изданий в ларьках". Но "в соответсвии с законом РФ у всех право на получение полной и достоверной информации и самый надежный, быстрый и легкий путь к этому - курьерская доставка изданий ИД "Коммерсантъ".
Акция была разработана и осуществлена агентством "ГКС". 
Креативная идея Константина Гаранина. 

 Sostav.RU
Депутаты Петербурга предлагают увеличить гранты для СМИ до 1 млн рублей 
Постоянная комиссия Законодательного Собрания Петербурга по образованию, культуре и науке внесла на рассмотрение городского парламента проект Закона "О внесении изменения в Закон СПб "О грантах Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации". 

В законопроекте предлагается увеличить максимальную сумму предоставляемых грантов до 1 млн руб., а также уточнить перечень получателей грантов в соответствии с федеральным законодательством.   

ГИПП

В России в 2006 году будет издаваться журнал для женщин «JOY» 
Издательский дом "Бурда" получил от швейцарского издательства Marquard Media AG право на издание журнала "JOY" в России. Первый номер "JOY" на русском языке появится весной 2006 года. Журнал будет предназначен молодым современным женщинам в возрасте от 20 до 30 лет. 

"JOY" – ежемесячный глянцевый журнал маленького формата для женщин . Основные рубрики журнала - "звезды", секс, мода и красота. В Германии журнал является абсолютным лидером в своем сегменте, его ежемесячный тираж превышает 590 тыс. экземпляров.  Журнал издается в Германии, Сербии, Венгрии, Румынии, Хорватии и Чехии. 

Швейцарская компания Marquard Media AG выпускает 28 журналов в Германии, Австрии и Швейцарии, имеет дочерние предприятия в Польше и Венгрии. Среди издаваемых журналов - "COSMOPOLITAN", "JOY", "SHAPE", "CKM" и "CELEBRITY".

"Издательский дом "Бурда" выпускает 30 периодических журналов и 51 специальный выпуск своих брендов. По данным TNS Gallup Media за 2005 год, ежемесячно 27,9 млн человек по всей России читают журналы Издательского дома "Бурда". 

ИД «Бурда» 
На российскую газету "Из рук в руки" заведено уголовное дело 
На издательские дома "Из рук в руки" и "Все", занимающиеся размещением объявлений, заведено уголовное дело по факту разжигания межнациональной розни. Поводом к возбуждению уголовного дела стало размещение в периодических изданиях "Из рук в руки" и "Все"... объявлений "сдаю квартиру русским" и "нерусских не беспокоить", сообщает Ислам.Ru.
Объявления вызвали "праведный гнев" карельских мусульман. Они не стали разбираться в том, почему подобного рода объявления появляются в печати и что заставляет русских людей обращать особое внимание на национальный признак при их подаче, а обратились в прокуратуру с требованием "разобраться с издателями". Прокурорские работники с готовностью отреагировали на это обращение и после "тщательной" проверки направили в издательства свои предупреждения.
Представители издательских домов "Из рук в руки" и "Все", в свою очередь, заявили, что не согласны с выводами прокуратуры и теперь намерены добиваться справедливости в суде.

Русская линия
Курение влияет на выбор прессы
Интересно, что склонность к курению оказывает влияние не только на другие вредные привычки, но даже на обычные житейские предпочтения — такие, например, как выбор прессы. Согласно российским социсследованиям, заядлые курильщики больше всего любят читать статьи про досуг (35%), светские (25,6%) и общественно-политические новости (23,6%), а также новости науки и техники (21%).
Меньшим спросом у них пользуются издания, касающиеся таких тем, как семья (12,2%), дом и сад (11,2%), экономика и бизнес (8,8%), здоровье (8,5) и, наконец, культура и образование (6,9%).
Чем же интересуются некурящие люди? Как и курильщики, больше всего — досугом (36,7%) и светской жизнью (30,3%). Но зато они намного больше внимания уделяют статьям о семье (24%) и здоровье (23,2%), что представляется вполне естественным. Оставшиеся же категории выстроились следующим образом: политика и общество (20,7%), дом и сад (17,2%), наука и техника (14,3%), культура и образование (13,3%) и экономика и бизнес (10,7%). 

Профиль
8. Новини світового медіа-ринку
Премьер-министр Таиланда прекращает общение с прессой из-за плохого гороскопа
Премьер-министр Таиланда Таксин Чинават берет паузу в общении со СМИ до начала следующего года и отменяет еженедельные встречи с представителями прессы в связи с неблагоприятным расположением планет в его гороскопе.
Об этом он заявил в воскресенье представителям тайских СМИ по возвращении с саммита АТЭС, проходившего в Южной Корее. 
"Сейчас Меркурий находится четко на одной линии с моей звездой. Меркурий - это плохо, а раз это плохо, то я не буду ничего говорить вам до следующего года, когда моя звезда сместится", - заявил глава тайского правительства. Еженедельные встречи проходили по четвергам в здании правительства. 
Премьер-министр Таиланда демонстрировал враждебное отношение к представителям СМИ с момента вступления в нынешнюю должность в 2001 году. В его адрес не раз звучали обвинения в попытках ограничить свободу слова СМИ, с помощью своих политических союзников взять под контроль телеканалы и газеты.
Между тем на последней встрече с журналистами Чинават отметил, что устал всегда находиться в центре внимания СМИ и давать комментарии, которые зачастую "искажаются". "Я говорю одно, они пишут другое. Тайские СМИ должны сообщать только факты и предоставлять людям самим делать выводы, а не брать на себя роль судей от имени общественности", - заявил он. По словам премьера, "СМИ должны делать свое дело, а я буду делать свое так хорошо, как только смогу".
Корреспондент.net по материалам Коммерсантъ

Польские журналисты протестуют против претеснения свободы слова в Белоруссии 

Как сообщает РИА "Новости", 23 ноября две крупнейшие польские общенациональные газеты "Gazetа Wyborczа" и "Rzeczpospolitа" вышли с зачерненными первыми полосами. Внизу на странице подпись: "Так выглядит свобода слова в Белоруссии".
Так польские газеты протестуют против цензуры в белорусских СМИ. В акции протеста участвуют и другие польские СМИ, в том числе интернет-порталы Onet.pl, Gazeta.pl и радиостанция RMF FM.
Каждый читатель сегодняшнего номера газеты "Gazetа Wyborczа" получил в приложении специальную открытку, адресованную президенту Белоруссии Александру Лукашенко, – редакция предлагает выслать ее в посольство Белоруссии в Варшаве.

 Интернет-журнал Новая Политика
NBC: В США создано спецподразделение для подавления зарубежных СМИ
В США создано спецподразделение для силовой нейтрализации зарубежных новостных средств массовой информации посредством нарушения работы их технической инфраструктуры. Об этом во вторник, 22 ноября, сообщила американская телекомпания NBC.
Аналитик телекомпании Билл Аркин утверждает, что на штаб-квартиру Стратегического командования ВС США на базе ВВС США "Оффутт" в Омахе, штат Небраска, "возложена задача по использованию и нарушению работы коммуникационных и компьютерных систем новостных СМИ по всему миру". 
Аркин, который является автором более десятка книг по военной тематике и публикует свои материалы в постоянной колонке на интернет-сайте газеты The Washington Post, указывает, что головной структурой стратегического командования для выполнения задачи по нейтрализации зарубежных СМИ является штаб поддержки сетевых ударов (Network Attack Support Staff), находящийся на базе "Форт Мид", штат Мэриленд. Там же расположено секретное Агентство национальной безопасности США, отвечающее за электронную разведку. 
NBC приводит высказывание своего аналитика в материале, посвященному разгорающемуся сейчас в США и Великобритании скандалу вокруг утверждений британского таблоида The Daily Mirror о том, что 16 апреля 2004 года во время встречи в Белом доме с премьер-министром Великобритании Тони Блэром Буш якобы поднял вопрос о возможности нанесения бомбового удара по комплексу зданий штаб-квартиры катарского телеканала al-Jazeera в Дохе. 
В связи с публикацией в британской газете Аркин сообщает, что у американских военных нет приказа бомбить какое-либо СМИ, но спецподразделение для нейтрализации зарубежных СМИ у военных в США действительно существует.
Корреспондент.net
Британские СМИ заявляют о давлении со стороны властей

Британские журналисты обвинили правительство в нарушении свободы слова,. Национальный союз журналистов распространил заявление, в котором говорится, что пресса подверглась "двойной атаке". По мнению работников СМИ, последние действия чиновников нарушают сразу две ключевых свободы - слова и распространения информации. 

Поводом для публичного выступления стало заявление генерального прокурора лорда Голдсмита, который попросил работников СМИ соблюдать закон, ограничивающий обнародование госсекретов. Таким образом чиновник отреагировал на публикацию в СМИ стенограммы разговора между Тони Блэром и Джорджем Бушем, состоявшегося 16 апреля 2004 года. 

Генеральный прокурор был вынужден вмешаться после того, как во вторник, 22 ноября, на первой странице таблоида Daily Mirror появилась публикация под заголовком "Буш планирует разбомбить своего союзника". В статье утверждается, что прошлом году президент США собирался нанести авиаудар по штаб-квартире арабского спутникового телеканала "Аль-Джазира", а Тони Блэр отговорил его от этой затеи, передает «Lenta.ru». 

"Это неуклюжая попытка закрепить дверь конюшни после того, как оттуда сбежала лошадь", - говорит представитель Национального союза журналистов Джереми Диар. По его мнению, газета Daily Mirror честно выполнила свой гражданский долг, донеся до британцев важную информацию. Голдсмит уверен, что публикация в газете может рассматриваться как нарушение пятой статьи британского закона об гостайне. 

«ForUm» 

Работники греческих СМИ начали общенациональную забастовку 

Работники греческих СМИ начали общенациональную забастовку с требованием «полного и стабильного трудоустройства, достойных зарплат и условий труда, страхования и коллективных соглашений для всех», сообщает ИТАР-ТАСС. 

Во время акции протеста, которая продлится до утра пятницы, телевизионные каналы не будут передавать информационные выпуски новостей — ни в прямом эфире, ни в записи. Не будут ретранслироваться также новостные передачи, полученные от иностранных СМИ, таких как «Би-би-си», «Си-би-эс» и др. В течение суток решено не обновлять содержимое греческих информационных сайтов в интернете. 

Журналисты афинских электронных СМИ и печатных изданий проведут сегодня митинг на центральных улицах греческой столицы, а затем пройдут с маршем к зданию парламента. 

ГИПП

За последние 30 лет число газет в Китае увеличилось в 10 раз 
С коллегами встречаться всегда интересно. Ну а уж главного редактора крупнейшей общественно-политической газеты Китая "Жэньминь жибао" Чжан Яньнуня мы просто не могли отпустить, не задав массу вопросов. 

Сначала ахнули, услышав, что его газета ежедневно (без праздников и выходных) выходит тиражом более чем в 2 млн. экземпляров. Потом сообразили: для Китая с населением в 1 млрд. 300 млн. человек это не так уж много. Тем не менее сумели они за все неспокойные годы не растерять своих подписчиков - в розницу идет минимум тиража. Чем же так привлекательно отнюдь не оппозиционное правительству  издание? "Хорошая газета - прежде всего интересная, - ответил главный редактор. - Поэтому мы много пишем о простых людях, их проблемах". Вроде бы, общеизвестная истина, но китайским журналистам, похоже, действительно удается сохранять определенную независимость, что всегда импонирует подписчикам. Кроме того, они часто публикуют материалы, разоблачающие неблаговидные поступки чиновников, делая упор не столько на сенсационности, сколько на достоверности информации. 

В "Жэньминь жибао" трудятся 400 журналистов, причем более 40 процентов из них женщины, хотя наша профессия считается мужской. Но руководство газеты убеждено, что представительницы прекрасного пола умеют лучше прочувствовать ситуацию, проникнуться чужими проблемами. На более престижных должностях здесь, как и в большинстве редакций, - мужчины.

Безусловно, в современных условиях газетчики должны уметь зарабатывать, ведь, по словам господина Чжана, дотации правительства у них минимальные. Кажется, рыночной наукой они овладели хорошо - поражают громадное здание редакции (плюс около 30 корпунктов по стране и столько же за рубежом), техническая оснащенность творческих сотрудников и, конечно же, еще одно здание, в котором работают те, кто делает электронную версию газеты. Кстати, вход на сайт бесплатный - посещают его читатели из 160 стран мира, которые могут узнать новости не только на китайском, но и на английском, японском, французском, русском языках. Подписка на новости тоже бесплатная. Такой легкий доступ к информации заставляет несколько усомниться в том, что дотируется "Жэньминь жибао" скудно. Но дело не в этом, господин Чжан верно подметил главное: "Мы идем в ногу с эпохой, потому и нужны нашим читателям".

Побывали мы и в газетной корпорации "Вэньсин", это  в Шанхае. На 46 этажах работают 220 корреспондентов и множество других сотрудников, которые выпускают несколько изданий для разных категорий читателей. С некоторых пор в Китае появилась и "желтая пресса", которую они по-западному называют таблоидами. Правда, у журналистов сохраняется внутренняя цензура - глупости не выдумывают, грязных сенсаций не раздувают. Поэтому даже заместитель директора департамента информации и печати МИД Цинь Ган такие газеты тоже читает, говорит, что и в них можно почерпнуть интересную информацию.

Справка:
За последние 30 лет число газет в Китайской Народной Республике увеличилось в 10 раз, со 186 до 2000. Важнейшим фактором функционирования СМИ стала конкуренция. Газеты превратились в современные предприятия, во главе которых стоят генеральный директор и главный редактор. Некоторые партийные газеты стали выпускать и периодические издания неполитического характера, шире использовать возможности рекламы. Пресса вошла в рынок и стала подчиняться его законам.
Галина КУШНАРЕВА, газета  «Владивосток»

Центр экстремальной журналистики
Медіа-довідник

1. Семінари
Семинар IREX U-Media «Освещение выборов: о чем и как мы пишем?» 
9-10 декабря 2005 года IREX U-Media проводит семинар на тему «Освещение выборов: о чем и как мы пишем?», г. Киев. Семинар будет вести журналист и медиа-тренер Зоя Казанжи, эксперт – юрист IREX U-Media. 

Планируется рассмотреть следующие вопросы: 

· Профессиональные подходы к освещению избирательных кампаний; 

· Работа с источниками информации; 

· Работа с результатами социологических исследований; 

· Проблема равного освещения всех участников избирательной кампании; 

· Что хотят сообщать о себе кандидаты и что хотят и имеют право знать избиратели; 

· Как сохранять баланс при освещении деятельности кандидатов; 

· Злоупотребления профессией и техники манипулирования журналистами во время избирательных кампаний; 

· Противостояние манипулированию в отношении журналистов; 

· Виды предвыборных материалов – как и о чем писать; 

· О чем следует знать перед стартом избирательной кампании; 

· Работа журналистов в день выборов, во время подведения итогов и обнародования результатов выборов.

Занятия будут проходить:

9 декабря с 11-00 до 18-00 с перерывом на обед;
10 декабря с 10-00 до 18-00 с перерывом на обед.
IREX оплачивает проживание участников (1 сутки). Также оплачивается обед, обучение и кофе-паузы. Проезд участники либо их редакции оплачивают самостоятельно.

К участию приглашаются журналисты печатных изданий, редакторы отделов и руководители изданий.

Обязательное условие - участие в семинаре в течение всего времени, заявленном для проведения занятий (никаких опозданий и ранних отъездов).

Чтобы принять участие в семинаре, необходимо заполнить заявку-анкету и отослать ее на адрес okoval@kyiv.irex.org , указав название семинара в теме письма, т.е. «Семинар по освещению выборов, Киев»

Конечный срок подачи анкет – 1 декабря, 2005, четверг.

Тел/Факс: (044) 458-4443
IREX U-Media

Бесплатный тренинг-семинар «Журналистское расследование»

Уважаемые господа! Приглашаем  Вас  принять участие в бесплатном тренинге-семинаре «Журналистское расследование», который состоится16-18 декабря в Киеве. 
Тренеры: Олег Хоменок (IREX U-Media), Зоя Казанжи (УАИПП).

Целевая аудитория: ТОЛЬКО журналисты, которые имеют опыт работы в СМИ и планируют проводить журналистские расследования 
Программа:
1. Журналистское расследование: жанр и метод; 
2. Поиск темы для расследования; 
3. Как проводится расследование? Схема действий при проведении журналистского расследования; 
4. Выбор предмета расследования; 
5. Способы и методика сбора информации: 
· работа с источниками информации: классификация, методика приобретения, методика использования, защита источников; 
· роль интервью в журналистском расследовании; 

· работа с документами, пресс-релизами, информационные запросы; 

· работа с архивно-аналитическими материалами. Архивы: как собирать и как использовать; 

· использование различных баз данных и ресурсов сети Интернет;

      6. Обеспечение безопасности при проведении журналистских расследований;
      7. Вопросы этики при проведении журналистских расследований.

Также на трениг-семинаре будут обсуждены опубликованные журналистские расследования.

Предполагается, что результатом тренинг-семинара станет:

· подготовленный  список возможных тем для расследований; 

· список возможных источников информации; 

· навыки работы с различными источниками информации;

· выработка технологии, применимой для проведения журналистского расследования.

Условия проведения тренинга : 
Тренинг состоится 16-18 декабря 2005 года, в учебном центре УАИПП, который находится по адресу: переулок Тбилисский 4/10, офис 308, здание института Укрпромпроект (ст. м. Политехнический институт) в Киеве. 
Начало семинара 16 декабря  в 11.00, окончание 18 декабря в 18.00. После чего Вы можете планировать свой отъезд.
 Всем участникам УАИПП забронирует номера в гостинице и оплатит проживание, обеспечит обедами  и кофе. 

Проезд оплачивается участниками самостоятельно.

Количество участников - 12 человек! От каждого издательства возможно участие одного человека!

Ознакомиться с правилами участия и зарегистрироваться: 
http://www.uapp.org/for_members/training/actions/ 

Если у Вас возникнут вопросы, пожалуйста, обращайтесь по т.(044)239-29-75 

или по e-mail: education@uapp.org 
Контактное лицо: Анна Вилисова.

Инф. УАИПП

2. Анонс медіа-заходів
10 грудня в Києві відбудеться всеукраїнська конференція фрілансерів 
10 грудня в Києві відбудеться всеукраїнська конференція фрілансерів, організована Незалежною медіа-профспілкою та Бюро фрілансерів. 

На конференцію виносяться питання Положення та Статуту Бюро фрілансерів, ухвалення програми діяльності на 2005 рік, організація акції «Фрілансери за чесні вибори», питання членських внесків та створення регіональних Бюро фрілансерів. Крім того, на конференції будуть презентовані рекомендаційні матеріали для захисту професійних та соціальних прав фрілансерів.

На конференцію запрошуються фрілансери, які є членами НМПУ. Заявки на участь у конференції можна надсилати на адресу freelancer-info@bigmir.net або за телефоном (044) 537-20-03.

За інф. Незалежної медіа профспілки України
При підготовці бюлетеня використані матеріали інформаційних агенцій та організацій: УНІАН, Інтерфакс-Україна, Українські новини, Інтерньюз-Україна, Міжнародний фонд “Відродження”, Київська незалежна медіа профспілка, Інститут масової інформації, ресурсний центр „Гурт”, Гільдія видавців періодичної преси (Росія); видань та інтернет-видань: “Деловая столица”, Український Медіа Сервер, Телекритика, Форум, Кореспондент, Українська правда, Майдан, Liga On Line, “Обозреватель”, “Дзеркало тижня” та власних кореспондентів. 

Українська Асоціація Видавців Періодичної Преси завжди відкрита для спілкування  та обмінів інформацією!

Офіс: 03055, м.Київ, пров.Тбіліський, 4/10, к.306

(метро “Політехнічний інститут”)

Тел/факс: (044) 239-29-75

E-mail: info@uapp.org 
Internet: http://uapp.org



































































































PAGE  
1

